Вход закрыть

Логин

Пароль

Восстановить пароль

Информация закрыть

Информация закрыть

Ошибка закрыть

Регистрация Вход

Все новости
Добавить новость
Все статьи
Добавить статью
Все блоги
Добавить запись в блог

Мариан Лупу о "проклятых вопросах молдаван" и многом другом в эксклюзивном интервью для eNews

Автор: master
28 января 2010 в 16:36
Комментарии: 30

eNews: Накануне визита президента Румынии в Республику Молдова, ДПМ выступила с декларацией, в которой охарактеризовала визит как свидетельство нормализации отношений, выразила надежду, что визит будет способствовать скорейшему подписанию Базового Договора и Договора о границе, переходу к прагматическому этапу в двусторонних отношениях  между Молдовой и Румынией. Оправдались ваши надежды?

 

М.Л. : Ничего не решается за два дня. Визит носил скорее символический характер – преодоление периода противостояния, хотя был обсужден и целый ряд конкретных проектов. Конечно, мы предпочли бы поменьше эмоций и побольше прагматизма во время такого рода визитов, но, повторяю, этот визит был особенным. Он имел место после долгого перерыва, и некоторые «душевные» порывы со стороны и хозяев, и гостей были неизбежны. Оправдал, или нет визит наши ожидания? Посмотрим, все только начинается, энтузиазма в Кишиневе и в Бухаресте много, есть желание добиться ощутимого прогресса во многих областях сотрудничества, и в первую очередь в вопросе европейского партнерства, нацеленного на ускорение процесса интеграции Молдовы в ЕС. Этот настрой, положительный, конструктивный заряд надо не растратить на пустые, стерильные дискуссии по второстепенным вопросам. Надо использовать потенциал нового старта  по максимуму.

eNews: Вопрос подписания Базового Договора и Договора о Границе не станет препятствием к сотрудничеству? Президент Бэсеску заявил, что никогда не подпишет Договор, определяющий заново границу между Молдовой и Румынией. Речь, по его словам, может идти о Договоре режима границы, поскольку сама граница определена была давно по линии границы между Румынией и СССР?

М.Л.:  Мы, если вы внимательно читали нашу Декларацию, говорили о Базовом Договоре и Договоре о Границе, адаптированным к современным реалиям. По Базовому Договору проблем нет, насколько я понимаю – его надо подписывать и ратифицировать как можно скорее. С учетом того, что общей нашей целью является стабильность и процветание в этой части Европы, вступление Республики Молдова ЕС. Подписание этого Договора снимет огромный груз подозрений с плеч многих в нашей стране. Что касается границы, у меня есть большая уверенность, что в конце концов будет найдено взаимоприемлемое решение. Я не хочу вспоминать о различного рода спекуляциях вокруг подписания этого соглашения и Базового договора. Подписание Договора о Границе даже выдвигалось в качестве условия подписание Европейской Конвенции о малом приграничном трафике. Конвенция подписана, режим безвизового передвижения начнет работать с конца марта - начала апреля, и не разверзлись хляби земные и небесные, не наступили одна за другою казни египетские, как нам было обещано. Все в порядке. Вокруг некоторых вопросов двусторонних молдо-румынских отношений накручено много спекулятивного, фальшивого и ненужного. Культивировался образ врага и  страх перед ним. От этого надо избавляться.

Гарантией сохранения государственности Молдовы является успешная европейская модернизация страны. Как показывает и исторический и современный международный опыт, границы не самая надежная защита независимости и суверенитета страны. В нашем случае вступление Молдовы в зону общих демократических, европейских ценностей, систему гарантий и норм, регулирующих отношения между двумя демократическими государствами, защитит ее  независимость и суверенитет гораздо эффективнее, чем границы с колючей проволокой или армия. Из этого мы будем исходить в нашем диалоге с румынскими коллегами.  Еще раз повторяю, у меня есть уверенность, что решение будет найдено.

eNews: А как вы можете прокомментировать недавнее заявление министра иностранных дел Румынии г-на Теодора Баконски о том, что понятие «молдовенизм» является «искусственной этнической и геополитической конструкцией…», о том, что Румыния «на основе ясных научных аргументов отвергает любое требование, которое бы поддерживало идею о существовании в Молдавии нации и языка, отличительного от румынского» и т.п.? Об этом много писала наша пресса.

М.Л.: Тут я буду столь же недипломатичен как и министр Баконский, который по моему глубокому убеждению, не должен в качестве официального лица очень высокого ранга позволять себе такого рода высказывания. Если не ошибаюсь, министр Баконский заявил, что именно молдовенизм продолжает будоражить дипломатические отношения в этой стороне света. Такого рода заявления официальных лиц из Бухареста - заявления оскорбительные для большинства населения нашей страны, именно они «будоражат», как выразился румынский министр, наши отношения, отравляют взаимодействие и становятся серьезным препятствием к плодотворному сотрудничеству. Считаю, что эти заявления министра Баконски явились большой дипломатической ошибкой главного дипломата Румынии.

eNews: От международной тематики, перейдем к  внутренним проблемам, но тоже из категории «непростых», «тонких». Комиссия, созданная и.о. президента г-ном Гимпу по осуждению коммунизма. Тема не сходит со страниц прессы, люди активно это обсуждают практически везде.  Вы уже как-то высказывались на эту тему, но очень обще. Не могли бы вы уточнить позицию ДПМ по этому вопросу?

М.Л.: Позиция наша проста. Задача Комиссии заключается в выявлении и донесении до общественного мнения неизвестных фактов из истории нашей страны определенного периода времени. Никакого политического инструментирования результатов работы Комиссии не должно быть. И мы совершенно однозначно на этом будем настаивать. Абсолютно не претендуя на вмешательство в прерогативы исполняющего обязанности главы государства, считаем, что в такого рода вопросах необходимо больше открытости, консультаций и предварительных обсуждений, в том числе с партнерами по Альянсу. В этом случае г-н Гимпу действовал практически по своей собственной инициативе.  Несомненно, был необходим более тщательный подход в выборе названия Комиссии, которая призвана осудить, как представляется, не коммунизм, а преступления коммунизма. Есть вопросы и к персональному составу. Не настаивайте, называть конкретных людей не буду.  Целесообразность этой работы именно в этот период времени (20 лет спустя после развала СССР, в условиях жесточайшего  экономического мирового кризиса, политического кризиса в стране, и не преодоленного состояния раскола в обществе) тоже очень-очень большой вопрос.

Сейчас концентрироваться на этом поздно, комиссия создана и начала работу, и мы будет внимательно следить за ее деятельностью. Будем ждать результатов исследований.

eNews: Из той же серии. Правительство приняло решение об установлении памятника жертвам 7 апреля и о переименовании одной из центральных улиц Кишинева в ознаменование событий апреля 2009 года. Ваше отношение к этому?

М.Л.: Это первый раз, когда мы высказываемся по этому вопросу. И мое отношение и позиция ДПМ совершенно однозначна: пока нет результатов расследования Специальной Комиссии по событиям 7 апреля никаких действий по их героизации и увековечивания не должно предприниматься. Мы выступаем категорически против этой инициативы, которая выглядит как поспешная попытка некоторых политиков установить памятник своему собственному приходу к власти.

Надо дать комиссии завершить работу и в спокойной обстановке принимать решение. У нас есть огромное количество по-настоящему серьезных проблем, решение которых требует существенных финансовых средств. Лучше деньги, запланированные на памятник и перебивание вывесок на «новой» улице, отдать семьям погибших. Пользы будет больше.

Поражает всегда настойчивость, с которой люди настаивают на решениях и действиях, которые способны еще больше расколоть наше общество, взорвать его, создать предпосылки для очередного тотального пересмотра всего. Сменится власть – памятник снесут, а улицу переименуют. Если эти решения не станут результатов широкого общественного консенсуса, одобрения. По-моему, это очевидно.

eNews: По поводу решений, инициатив, способных еще больше расколоть общество. Не считаете ли вы, что таких инициатив слишком много, и касаются они в основном проблем, связанных с идентичностью, языком, историей и пр.?

М.Л.:  Мы в ДПМ называем все это «проклятыми вопросами молдаван». ДПМ изначально и неоднократно заявляла, что все эти вопросы, в условиях когда перед Молдовой, перед АЕИ стоят такие сложные комплексные вопросы по реформированию, модернизации страны,  необходимо отложить, не выпячивать. До сих пор в нашем обществе неоднозначное отношение ко многим из них. Постоянное вбрасывание в общество различного рода инициатив из категории этих проклятых вопросов, еще больше раскалывает его, создает дополнительные трудности и препятствия к решению по-настоящему насущных проблем страны: нищета, коррупция, продажное правосудие, разваливающиеся медицина и образование, безработица и т.д. У людей создается впечатление, что эти инициативы вбрасываются специально, чтобы отвлечь внимание людей от неспособности властей эффективно управлять государством, страной. К этим методам прибегала предыдущая власть. Нынешняя (часть ее) "впадает" в тот же грех. Это неприемлемо. ДПМ считает, что далее так продолжаться не может, «проклятые вопросы молдаван» надо оставить ученым и времени. Они расставят все по местам. Мы решительно будем сопротивляться всяким проектам и инициативам такого рода, и будем рассматривать из как прямую попытку расколоть правящий Альянс и саботировать работу по решению серьезных проблем, стоящих перед нынешней властью и страной.

eNews: Не могу удержаться и не спросить вас о т. н. деле Чибрика и о регистрации минюстом организации «Национал-Христианское Движение» во главе с небезызвестным легионером С. Лашку? Чибрик, похоже, отделался легким испугом, а минюст в лице организации Лашку зарегистрировал нацистскую группировку.

М.Л.: Для нас с самого начала было ясно, что в случае с демонтажем Ханукии мы имеем дело с актом антисемитизма, религиозного экстремизма и нетерпимости. Именно так этот событие, как мы считаем, должны трактовать соответствующие органы. Участники этой позорной акции должны ответить по закону. Что у нас положено за антисемитизм, религиозный экстремизм и нетерпимость?

eNews: За это может быть и уголовная ответственность.

М.Л.: Я не думаю, что все должно закончится штрафом в 600 леев. Насколько я понимаю, т.н. дело Чибрика вызвало неподдельный интерес и у тех,  с кем встречался в рамках официальной программы в США премьер Филат. Общественное мнение дома и за рубежом игнорировать нельзя.

Что касается регистрации организации «Национал-Христианское Движение», то, думается, минюст, подошел к этому вопросу с исключительно формальной позиции. Представляется, что при принятии решений о регистрации того или иного формирования, организации изучаются не только учредительные документы, но и их практическая деятельность. Что касается практики С. Лашку и его организации, тут, по нашему мнению, есть основания для пересмотра решения о регистрации. У несогласных с решением минюста всегда есть возможность обратиться в суд. Кстати, в суд могут, я думаю, обратиться и те, кто не согласны с решением  минюста о регистрации этого формирования. Повторяю, мы в ДПМ считаем, что это экстремистская, нацистская организация, которую нельзя было регистрировать в Молдове.

eNews: У нас есть огромное количество вопросов экономического. Социального характера, но, боюсь, мы не сможем охватить все многообразия проблем в одном интервью. Тем не менее, еще один вопрос позвольте вам задать. Он касается изменения Конституции, тут так много противоречивой информации, что  хотелось бы от вас какой-то ясности: что, где и когда будет меняться в нашей Конституции?

М.Л.: Легче ответить на все вопросы по экономике и социальной сфере, чем на один по Конституции. Начну с того, что единого мнения до сих пор не удалось выработать. В самой конституционной комиссии  нет общей позиции ни по одному из вопросов, кроме того, что что-то менять надо. Из этого исходит и ДПМ. Надо менять, ибо конституционные проблемы только усугубляют политический кризис, с которым сталкивается страна. В идеале, при более ответственном, устоявшемся политическом классе, все проблемы могли найти свое решение через диалог и компромиссы и в рамках настоящей Конституции. Но мы имеем дело с теми, с кем имеем дело, поэтому есть необходимость идти на поправки в Основной Закон нашего государства. На этом этапе я могу сказать с уверенностью только о том, что мы все должны оставаться строго в правовом поле, никакие юридические действия сомнительного характера не должны иметь место. Если мы меняем что-то, это должно быть сделано безукоризненно с правовой точки зрения. Помимо всего, это даст возможность избежать в будущем очередных пересмотров Конституции на основании того, что не был соблюден закон, процедура и т.п. при внесении изменений. В этом смысле помощь и рекомендации Венецианской Комиссии, самого авторитетного международного органа, занимающегося вопросами конституционного права, для нас исключительно важны. В конце февраля в Молдову прибывает делегация Венецианской Комиссии, которая будет встречаться с лидерами Альянса, оппозиции и другими лицами, вовлеченными в процесс. Думаю, что по результатам этого визита можно будет судить о том, каким образом мы будем менять Конституцию (если будем вообще) в краткосрочной перспективе. То есть в этом году. Пока больше нечего добавить.

eNews: Спасибо за интервью

Размещение комментария закрыть

:):(;):beee::biggrin::blum::blush::bo::boredom::cray::dirol::fool::good::lol::mocking::nea::pardon::rofl::scratch::secret::stop::unknw::yahoo::yes::ok:


Ctrl + Enter

Комментарии (30)

samo

28 января 2010 в 17:40

Ответить

При чём тут Румыня?, когда малдавнка смуглянка родыла детей от русского матроса, а рождённые дети до сех пор не знают, кем они являются, какой у них язык и какой у них национилность и какому культуру они пренадлежат, все ответы исчите в себе, и в том, как смуглянка и матрос васпитовали своих детей.

denismd

28 января 2010 в 19:56

Ответить

O чем это ты, samo, - это интервью лупу.

samo

28 января 2010 в 22:59

Ответить

denismd, я это о "проклятых вопросах молдаван" и многом другом.

eDGrifa

28 января 2010 в 19:57

Ответить

Врезал по самые не могу. Что-то не в его стиле. Неужели мужает марианчик-одуванчик?

tdoposd

28 января 2010 в 19:59

Ответить

Визит Бэсеску дал, наконец, возможность понять что же изменилось со сменой власти. До сих пор никаких особых изменений

tdoposd

28 января 2010 в 20:05

Ответить

никаких особых изменений не видно было. Вмесио Воронина и Гречаной в телевизоре появились Филат и Гимпу. Никаких обещанных изменений, разоблачений, демонтажа схем, ареста коррупционеров и т.д. - ничего. Одни слова, трескотня и пропаганда. И вот приехал Бэсеску и стало понятно что изменилось - новая власть. в отличие от старой, любит Бэсеску. Все! Лупу не видно и не слышно было все это время. Сейчас, видно будет пытаться наверстать упущенное.

petea

28 января 2010 в 22:23

Ответить

ну вот не надо - изменилось. прокуратура обещает в ближайшее время представить письма где прежняя власть давала указания на кого наехать. зубко сказал там письменные распоряжения с самых верхов. а 80 прокуроров уволены

edignity

28 января 2010 в 20:12

Ответить

Универсальная формула и мотивировка демократической ротации власти: мы голосуем за то, чтобы воровали "наши", вы голосуете за то, чтобы воровали "ваши". Так и будем биться за то, чтобы воровали то "наши", то "ваши".

petea

28 января 2010 в 22:19

Ответить

смешно но верно. а что есть какой-то выход из этого положения?

Dmitry

28 января 2010 в 20:26

Ответить

У Мариана Ильича большой прогресс. Даже напрямую поставил вопрос об угрозе раскола коалиции! Но по границе явно не дотягивает. Как он сам сказал, нужно смотреть не только по форме, но и содержанию - относительно Лашку. Так и вопрос о базовом договоре нельзя рассматривать без высказываний Баконски и причин появления "Ноуа Дряптэ". Без четкой позиции по этому вопросу его сожрут в коалиции. Что, собственно, и происходит.

DimaE

31 января 2010 в 20:08

Ответить

не проще со всеми этими вопросами разбираться в спокойной, дружественной атмосфере, а не устраивать разборки, от которых, чеснослово, все устали. С "Дряпта ноуэ" в Европе проще будет разобраться, чем оставаясь задворками континента.

Dmitry

1 февраля 2010 в 11:54

Ответить

Нынешний румынский политический класс, к сожалению, не готов обсуждать проблемы в дружественной обстановке. Напомню, что Воронин начал общение с Бэсеску на большом позитиве и с большими ожиданиями. Но прошло пять лет и позиция Бэсеску стала только более радикальнойю Лично для меня понятна и ясна. И я не вижу четких сигналов, что ЕС готов способствовать решению этой проблемы. Да и вообще наши проблемы решим мы только сами. А запад везде в Восточной Европе решает свою проблему - контроль над рынками сбыта.

iDj_vladut

2 февраля 2010 в 22:11

Ответить

Такое понимание мотивов Запада - рынки сбыта не выдерживают никакой критики. Ну какие тут рынки сбыта? Во- первых. А во-вторых, ЕС создавался после войны и строился не только на общих интересах, скорее не столько, сколько на общих ценностях. В этом величайшая сила Союза. На этом держался и СССР. Да любой сообщество цементируется идеей. Интересы скорее разделяют, чем объединяют. А проблемы, действительно, мы должны свои решать сами.

Dmitry

3 февраля 2010 в 11:27

Ответить

Запад это не только ЕС. Политика ЕС в Молдове довольно ограничена, и, как говорят эксперты, в основном завязана на вопросах безопасности. Особенно сейчас, когда вопрос расширения на восток не стоит. Запад в Восточной Европе (не входящей в ЕС) это прежде всего американская тактика сдерживания интересов России и интересы ТНК. МВФ замечательная организация. Кредиты обуславливает реформами, которые сводятся к приватизации госсобственности и снижению роли государства в экономике. А дальше честная игра в кости между бедным и богатым. Посмотрите на восточноевропейские страны, уже вошедшие в ЕС. Банки, торговые сети, производства, разработка недр - все в руках западных компаний, которые, конечно, выигрывают приватизационные конкурсы, поскольку могут предложить больше. В итоге экономический суверенитет правительств значительно олабевает. В Румынии многие говорят, что от правительства вообще больше ничего не зависит.

Vizir

28 января 2010 в 22:57

Ответить

Мариан Ильич, что, жалко терять власть? Нет? Тогда что за полутона? Если считаете что Гимпу зарвался, так и говорите во всеуслышанье. Филат играет на понижение рейтинга "партнеров" по АЕИ? Прямо скажите о недовольстве. Вы же можете одним махом остановить всю эту вакханалию. Что же держит?

iDj_vladut

31 января 2010 в 4:58

Ответить

Одним махом остановить эту вакханалию - это как, разорвать с либералами и объединиться коммунистами?

Vizir

28 января 2010 в 22:59

Ответить

P.S. И еще, не слушайте советы Дьякова. Если бы они были полезны, он бы и сам без вас был успешным политиком.

zDiaLLocK

31 января 2010 в 16:48

Ответить

По поводу Дьякова согласен на все 100%. Сам уже не знает, чего хочет.

jdmiro

2 февраля 2010 в 22:14

Ответить

Чем вам Дьяков не угодил? Один из лучших типичных молдавских политиков.

tdoposd

29 января 2010 в 7:09

Ответить

Марьяну Ильичу надо больше решительности и мужества, и не бояться называть вещи своими именами. Филат, Гимпу и пр. превратили его и дпм в бесплатный привесок голосов к своему правлению и пользуются во всю. АЕИ только укрепится, если ДПМ воспрянет ото сна и расставит некоторые вещи по своим местам. Тут, гляди, и коммунисты реформироваться начнут побойчее.

djorodj

29 января 2010 в 16:05

Ответить

Скоро начнется большая рубка внутри АЕИ. Филат оборзел совсем, скоро будет получать по морде.

DI199

31 января 2010 в 16:54

Ответить

Было бы понятна сдержанность г0на Лупу, если действительно речь шла бы о потери власти, каких-либо привилегий. Но этого нет - у Лупу пару министров, которые, кажется, уже перешли на сторону Филата, и все. В остальном смысл нахождения Лупу в АЕИ был только в том, чтобы стать президентом без очередных выборов в парламент. По всему видно, что выборы будут, и все пойдут на них отдельными колонами. С чем пойдет Лупу? Кого он будет критиковать? Филата, который становится в глазах общества главным реформатором, записывает себе в зачет одну заслугу за другой. Против коммунистов, которые были ы оппозиции и в этом качестве особых ошибок не совершали, а наоборот выступали в роли защитников интересов людей. Непонятно. У Лупу, кроме конъюнктурного рейтинга популярности ничего нет, никаких успехов, что он будет говорить людям на этих выборах?

kirsanov

1 февраля 2010 в 0:25

Ответить

Хочется пожелать решительности господину Лупу. Сейчас его рейтинг будет только расти. Гимпу и Филат потеряют голоса, из-за непопулярных экономических и политических действий. А члены партии коммунистов ждут только к кому бы примкнуть, потому как в настоящее время ни к одному лагерю они прибиться не могут. Не имеются ввиду парламентарии - коммунисты, а простые люди голосовавшие за комм.

wdeny

2 февраля 2010 в 22:14

Ответить

Не понял, почему его рейтинг должен расти. Он. как я понимаю, только падает.

eva

2 февраля 2010 в 17:39

Ответить

Полутона, слова. слова...
Господин Лупу, вас использовали, а теперь "пришли "красные" - бьют, пришли "белые" - бьют", вас становится жаль...

uDenyska

2 февраля 2010 в 22:13

Ответить

Почему полутона? Он что матом должен начать ругаться? Куда уж прямолинейнее? Привыкли у лексике Воронина, все остальное уже кажется полутонами.

eva

2 февраля 2010 в 17:43

Ответить

vizir, вы и вправду считаете, что может?

Vizir

3 февраля 2010 в 1:11

Ответить

Его вынуждают "партнеры"... сам бы он никогда.

kirsanov

3 февраля 2010 в 14:15

Ответить

Ильичу нельзя садиться на мягкий стул, в этот стул нужно побольше кнопок вставить и колоть его в бока, как это делают в Альянсе, тогда он станет более агрессивным. Как мне кажется , он достаточно хорошо работает в критических ситуациях, поэтому его команда, должна его постоянно держать в тонусе и больше открытости. Приятно удивил звонок на Серебряный дождь. И нужно ему делать массу таких незначительных шагов, чтобы граждане знали , как думает Лупу, с чем согласен , а с чем нет, ведь только так можно завоевать сердца избирателей. И тогда временные союзники будут вести себя иначе.

eva

3 февраля 2010 в 14:51

Ответить

А может, он и вправду ждет, когда пауки друг друга сожрут, а он останется чистый, красивый, не ругающийся матом, с обволакивающими речами, от которых хорошо и нашим, и вашим...

Эксклюзив eNews

Сила символа: герб и флаг беднейшей страны Европы

Многим еще памятны застойно-советские времена, когда в Кишинев прибывали вереницы автобусов с румынскими...
2 сентября 2010 в 13:45
1

Президентское дерби в Молдове

Немыслимо жаркое лето после 5 сентября сменится немыслимо жаркой политической осенью. Мало кто сомневается,...
10 августа 2010 в 18:01
5

Василе Ерну: Последние еретики Империи, Глава XV

В которой речь пойдет cнова о диссидентах, которые иногда становятся самым сталинистским крылом коммунистического...
5 августа 2010 в 14:29
3

Выбор редактора

"Стремление занять президентское кресло заставляет лидера ЛДПМ создать впечатление, что дела двигаются с места"

Учитывая тот факт, что национальные праздники Молдовы уменьшили резонанс проблемы сокращения списка...
2 сентября 2010 в 19:16
1

Обломки самовластья

Двойной кризис в Румынии всё глубже утягивает страну на дно, оставляя политической элите все меньше...
2 сентября 2010 в 8:54
1

Я гражданка Румынии! И войду в ЕС с парадного входа!

Оделась я в цвета триколора и, счастливая, пошла получать то, что было у меня отнято еще до моего рождения...
1 сентября 2010 в 20:04
11

Свежие статьи

Молдаване рейдерят: от украинского «Энергоатома» к российскому «Росгосстраху»

В конце июля этого года Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (ЦПБЭК) Молдовы...
2 сентября 2010 в 15:32
5

Всем вступать-бояться!

А ну, равняйсь, смирна! Как ты сидишь у монитора? Это что вообще такое? Страна тут борется за своё...
2 сентября 2010 в 15:09
13

Молдова –театр абсурда 2

К сожалению, приходится констатировать, что именно абсурд становится сегодня нормой всей молдавской...
2 сентября 2010 в 12:18
30