Вход закрыть

Логин

Пароль

Восстановить пароль

Информация закрыть

Информация закрыть

Ошибка закрыть

Регистрация Вход

Все новости
Добавить новость
Все статьи
Добавить статью
Все блоги
Добавить запись в блог

Внимание – вопрос! , или «Ух ты!» накануне праздника.

Автор: moldcon
29 августа 2010 в 21:02
Комментарии: 8

Всем привет. Для начала – посмотрите маленький видеоролик (как я понимаю, он будет в конце текста, а жаль, по логике он должен был бы быть именно на этом месте. Ну да ладно, что же делать) :

 

 

 

(   Вот здесь этот ролик и должен был бы находиться, но, на самом деле, он в конце текста.

Так что, сначала смотрите ролик, а потом читайте дальше.

Надеюсь, его формат будет удобоварим и проблем при его просмотре не будет.   )

 

 

 

     Вы думаете, вот оно, и вопрос будет – что это такое? Ошибаетесь. Любой обычный, вменяемый человек никогда и не догадается, что это. Ну что, интересно, что же это всё-таки такое? Скажу, но чуть позже.

     А пока вспомним о наступающем празднике. 31-е августа - «Лимба ноастрэ». Праздник, да? Который, кстати, изначально назывался "Limba noastra cea romana" и который «Знаменует собой предоставление 31 августа 1989 года румынскому языку статуса государственного языка Республики Молдова и возвращение латинской графики», благодаря чему народ узнал много нового и интересного. Вот, к слову, коммент почти в тему с одного из сайтов ПМР пятилетней давности: 

     «Я вот на регнуме статью читал. Какой-то историк, профессор ПГУ рассказывал про великую шляпу в слове roman и про то, что без шляпы это цыган. Еше упомянул про то, что Кишинэу читается на французском как Шизино  Че-та мне это напомнило ».

     Ну да не об это речь. Как говорят, большое лучше видится на расстоянии (хотя пять лет – не такой уж и большой срок). Вот ещё несколько комментариев с того же сайта:

 Ruslan   /   13:47 09-09-2005   /   #

….Кстати, мне очень жаль, что со Штефан-чел-Маре изчезнут торговцы книгами (решение мэрии) - где ж теперь книги покупать?

Ruslan  15:51 09-09-2005   /   #

…Если честно не знаю я какие в Одессе книжные супермаркеты. А магазины в Кишиневе - ну к примеру магазин между Интуристом и ЦУМом. Или магазин Букинист около экономической академии. 

И наверное много других еще есть о которых я не знаю.

 SSS   /   16:33 09-09-2005   /   #

Букинист довольно большой, но не 2-ух этажный. Раз нет таких магазинов, то и необходимости в них нет. Возможно как раз из-за существования множества лотков. Так что теперь может появятся большие книжные магазины.

Больших  19:26 09-09-2005   /   #

В Кишиневе вроде есть маленький книжный рынок у дома печати, но я там оч давно не был, чтобы точно утверждать.

 

     Поясню, о чём идёт речь.

     «магазин между Интуристом и ЦУМом» - бывший книжный магазин «Дружба». Продан под магазин бытовой техники.

     «магазин Букинист около экономической академии» - Бывший книжный магазин «Букинист», ныне косметический салон.

     «маленький книжный рынок у дома печати» - книжный рынок, где какое-то время, действительно, с лотков торговали книгами. Сейчас – закрытая, заброшенная территория.

     От себя могу добавить первое, что приходит в голову:

     Книжный магазин «Алёнушка» на бывш. улице Толбухина – сейчас офис какой-то фирмы.

     Книжный магазин «Универсул», находившийся на Штефан чел Маре между Армянской и Болгарской. - Сейчас вместо него – ряд бутиков и магазинов.

     Книжный магазин «Меридиан», находившийся напротив магазина «Ботаника». - А здесь случай вообще уникальный. По горькой иронии здесь теперь расположена фирма, торгующая… кассовыми аппаратами.

     Грустно… Ну давайте, возразите мне, «патриоты», скажите что я цитирую комменты 2005 года – разгар правления коммунистов, вот они-то в этом и виноваты. Да? Тогда я возражу и вспомню ещё одну деталь. Наверняка, люди старшего поколения подтвердят – во времена СССР в любом, не совсем маленьком, молдавском селе можно было безоговорочно найти, как минимум три вещи: сельсовет – одна штука, продмаг – одна штука и… ну, думайте… правильно! Книжный магазин «Луминица» - одна штука! Так вот. Они-то, эти бедные «Луминицы» и сгинули первыми, задолго до прихода ко власти коммунистов. Ну, что поделаешь…Были они пережитками, оставшимися от «оккупантов», вот их и ликвидировали в первую очередь, чтобы не распространяли через них, наверное, чуждую идеологию. Ну а вдруг? Вы ж понимаете…

     Вот на таком, примерно, фоне мы и подошли к необходимости учреждения этого самого праздника. Ну, и учредили его.

     И снова предупредительный выстрел в воздух, дабы расслабить уже начавших напрягаться национал-патриотов – мне лично молдавский язык очень нравится, хотя моё знание языка оставляет желать лучшего. Нда, какая-то дурацкая  получилась фраза…  «…мне нравится молдавский язык…». Ладно, попытаюсь объяснить. В своё время интересную историю рассказал мне Санду Осадченко. Где-то в конце семидесятых он ушёл из «Кишинёвгорпроекта», где работал архитектором и начал работать на радио в редакции музыкальных программ. (Пенсионеры, помните такую передачу по воскресеньям утром на «Лучафэрул» - «Пэсэриле кэлэтоаре»? С ведущим Дмитрие Болбочан, а потом и с Санду Осадченко?). Так вот, отправили его на стажировку в Москву, в Останкино. Таких стажирующихся там собралось изрядное количество, там были дикторы из всех союзных республик. И вот, в качестве начального задания, всех их попросили продемонстрировать свои навыки и сидя за столом в студии прочитать блок каких-нибудь новостей на своём родном языке. Представители республик Cредней Азии и Прибалтики особого энтузиазма у прослушивающих не вызвали, но когда свой блок новостей начал читать Санду, в студию потянулись люди. Некоторые просто с интересом слушали, а кто-то даже спросил «Это итальянский язык?». По окончании все собравшие улыбались и высказывали ему своё восхищение молдавским языком. Знаете, мне, почему-то чертовски приятно было слушать эту историю, когда он мне её рассказывал. И действительно, никакой из языков бывших союзных республик не может сравниться по мелодичности и благозвучию с молдавским (ну, по моему скромному мнению). Отчасти, благодаря языку, так хороша и молдавская эстрада по сравнению с эстрадой других республик СССР (ну, опять-таки, для меня).

     Так что, праздник языка – это праздник правильный. Но…Немного смущает то как к нему относятся и в каком окружении он, так сказать существует. Опять-таки, с расстояния прошедших лет, собрания литераторов и националистов, проходившие в начале 90-х в Зелёном театре и на которых говорили и о молдавском языке, были даже более «живыми», что ли, чем сейчас. А сейчас?   

     «Программа праздничных мероприятий, посвященных «Лимба ноастрэ» (31 августа) 

9.30 Возложение цветов к памятнику Штефану чел Маре.
10.00-17.00 Празднование Limbii Romane — стихи и песни. Общественный парк «Штефан чел Маре».
11.00 Программа памяти, посвященная предкам. Центральное кладбище (ул. Армянская).
12.00 Открытие Международного салона книги. Национальная библиотека.
14.00 Открытие библиографии Влада Похилэ. Муниципальная библиотека «Богдан Петричейку Хаждэу».
15.00 Салон Молдовы — 2010. Выставка-конкурс изобразительного искусства, организованная Союзом скульпторов Молдовы в сотрудничестве с Инспекцией по культуре Бакэу (Румыния). Выставочный центр «Константин Брынкуш».
17.00-23.00  Спектакль, посвященный празднику «Лимба ноастрэ». Площадь Великого национального собрания.    

     СССР давно не существует, а совковый менталитет – вот он! Эта программа до боли напоминает программу празднования любого советского праздника времён застоя, от 7-го ноября до праздника железнодорожника и дня Нептуна. Согласитесь? «…возложение цветов…» - кто бы сомневался. «Открытие международного салона книги» - может там будут книги на «лимбе ноастрэ», изданные в других странах? Сомневаюсь. «Открытие библиографии Влада Похилэ» - это, без сомнения, интересно всем. «Выставка-конкурс изобразительного искусства» - а это какое имеет отношение к теме праздника? Ну и «Празднование…» и «Спектакль…» - это, опять-таки, составляющая любого советского праздника. Ну и что же здесь имеет прямое отношение к «лимбе ноастрэ»? Нет фантазии ни у прошлых руководителей, ни у нынешних. А это – «Программа памяти, посвященная предкам. Центральное кладбище». Может не стоит? На общем фоне программы «празднований» это вообще можно воспринять как похороны языка. Ну нет у власти фантазии на что-то более живое, светлое и радостное в честь родного языка.    
   
     Хотя, вру! Есть!  «В новом учебном году первый урок в школах и лицеях республики будет посвящен Григоре Виеру, сообщили в среду мультимедийному агентству Новости-Молдова в министерстве просвещения РМ. Как отметили в ведомстве, главной темой станет «Григоре Виеру – образец достоинства, ответственности и гражданского долга».
       
     Это – как бы сказать… «Ещё один кирпич в стену». По-другому не назовёшь. Почему Виеру? Вот возьмём для примера трёх (для упрощения) литераторов, приобретших, так или иначе, определённую известность. Лари, Виеру, Друцэ. Минпрос – ответьте, почему не Лари? Или Друцэ? Ну я-то знаю, кому из этих троих можно было бы посвятить первый урок. И знаю, благодаря кому, в огромной степени, существует понятие «молдавская литература», молдавская литература, о которой знают не только в Молдавии. Но он не стал кандидатом для проведения первого урока. Может потому, что он пока ещё, дай бог ему здоровья, жив? А может, потому, что не смог одномоментно  стать «лютым патриотом», разоблачающим всех и вся?

     Ну что же, Виеру, так Виеру. Но вот как бы включить в этот первый урок и вот эти его стихи (спасибо Jungle за эту цитату):

 Григорие ВИЕРУ, ЛЕНИН  

Все родники, охватывающие землю,
Как пояс голубого цвета,
Все песни в нашем доме,
И Кодры,
И небо,
И ветер
Не в состоянии охватить все живое,
Потому что Ленин - творец истории.
С каждым мгновением он вырастает все выше!
И здесь, куда он привел нас,
Взметнем крылья хоры!
Крепче возьмемся за руки.
Ленин для всех символ веры и силы.
Он выше всех нас,
Он - жизни огонь.
И горная вершина - не выше него.
И песня не способна охватить весь мир…
Ленин - наша сила стальная,
Ленин - наше горячее сердце.

      Вот почитать это стихотворение детишкам на первом уроке. Так, объективности ради. Как «образец достоинства, ответственности и гражданского долга». А, минпрос? Что думаете? Детишкам понравится?

     Эх детишки, детишки…И как же тут не вспомнить совершенно свежий "праздник" – 7 апреля. Вот сопоставляю эти два праздника и думаю, что, по-хорошему, не должны существовать эти два праздника одновременно. Или национальная гордость, культура и родной язык (31-е), или погром и бессмысленный вандализм малокультурных детишек (7-е). Вот бы узнать, хоть кому-то из тех, кто был 7-го перед парламентом и президентурой, интересна судьба тех книжных магазинов, о которых я говорил в начале? Скорее всего, нет. А что им там искать? Разве что путеводители по странам Европы и карты Италии, Испании и Португалии. Ну, так это можно и из Интернета скачать…

     А Вы говорите… Праздник, праздник… «Лимба ноастрэ»…Умирает он, вместе с  молдавской культурой, с молдавским образованием.    

     Годы идут, и, к великому сожалению, в нашем обществе с каждым годом всё больше 7-го апреля и всё меньше 31-го августа…

    … Да, так а что же было в этом ролике? Это «Ух ты!» - «Новый монумент с названием «Башня грузинского языка» высотой 150 метров», который строится в Батуми. А  теперь, наконец, – ВНИМАНИЕ! ВОПРОС! Через сколько лет или месяцев наше руководство примет решение о строительстве такой же башни, с целью доказать величие молдавского языка? Это будет их последний аргумент, поскольку все остальные пути развития и подьёма молдавского языка на протяжении многих лет они методично и планомерно уничтожали.

     Ну что? Будем ждать такой проект. Через какое время этот проект появится?

     Делайте ставки, господа!

     С наступающим праздником Вас, жители Шизино! Ну и жителей всей Молдовы, конечно.

 

 

"В Молдове власть принадлежит народу, всё остальное принадлежит власти". 






 

Размещение комментария закрыть

:):(;):beee::biggrin::blum::blush::bo::boredom::cray::dirol::fool::good::lol::mocking::nea::pardon::rofl::scratch::secret::stop::unknw::yahoo::yes::ok:


Ctrl + Enter

Комментарии (8)

Julia

29 августа 2010 в 21:33

Ответить

Да :( . Можно подписаться под каждым словом. И здесь особенно:
Годы идут, и, к великому сожалению, в нашем обществе с каждым годом всё больше 7-го апреля и всё меньше 31-го августа… :( :( :(

Grajdanin_Mira

29 августа 2010 в 21:38

Ответить

Импульсивно написано, читал с удовольствием. Так держать :good:

moldcon

30 августа 2010 в 19:48

Ответить

Спасибо за добрые слова. :)

adisabeba

29 августа 2010 в 21:52

Ответить

Так ведь коммунисты виноваты, они 8 лет "ничего" не делали, не учили детей любви к Патрии, не к кинотеатру а к Родине!!!
А вообще со временем складывается впечатление что введение всех этих праздников нужно было лишь только для того чтобы побыстрее свалить из Союза и начать жить как бомжи, или побыстрее запрыгнуть в кровать где нас "ждала" мума-ромыния....)))
А по поводу языка, так вы меня извините, если Киртоакэ и гимпу не знают и не могут говорить по-"румынски" то куда тогда нам простым румынам!!!
Дэо-н мэсы!!!! - http://unimedia.md/?mod=news&id=19956
Бонжур Маман, "Да, да ладны...." - http://omg.md/Content.aspx?id=4135&lang=3

alex

30 августа 2010 в 9:40

Ответить

Полностью согласен с автором. Наши паршивые власти хотят превратить народ в стадо баранов, которое удробно было бы "резать иди стричь". Возьмите последние инициативы нашего "митрофанушкиного" минобра. Закрытие сельских школ и облегчение школьной программы, доведя количество обязательных предметов аж до шести. Многие родители скажут, что это правильно и хорошо, поскольку детям трудно, программа сложная, но во-первых, мозги, как и душа, обязаны трудиться сызмальства, иначе получаюся одни недоросли, во-вторых, дети устают прежде всего от бездарных учителей и учебников и от отупляющей зубрежки. В детстве ребенку крайне важно самому покупать книги, собирать свою библиотеку - растет он и растет библиотека, развиваются его духовные потребности. Агде он может сейчас купить хорошую книгу, притом недорогую? Негде. Наши правители позаботились о том, чтобы наши дети выросли неучами. Потом, возникает еще один вопрос - куда молодой человек пойдет со своей "облегченной программой?" Унивеситетскую программу ведь не облегчишь. Или ее тоже? Тогда - тушите свет!

moldcon

30 августа 2010 в 19:52

Ответить

"...мозги, как и душа, обязаны трудиться сызмальства" - :good:
"В детстве ребенку крайне важно самому покупать книги, собирать свою библиотеку - растет он и растет библиотека, развиваются его духовные потребности." - :good: :good: :good:

reader

3 сентября 2010 в 19:21

Ответить

http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=308092&lang=2
Вот постановление о прАвзднике. ни слова про РОМ-НЭ

alex3009

11 сентября 2010 в 15:19

Ответить

Спасибо автору. Готов подписаться под каждым словом.
Кстати еще почти в каждом селе можно было без труда найти баню, МТС, почтовое отделение...
А из, уже детских, воспоминаний - восторг от орошаемых полей. Трактора тянущие огромные поливалки. Красиво было... И где сейчас эти трубы из алюминия?

Эксклюзив&Переводы eNews

Репортаж eNews: Воскресная акция Комитета по защите Конституции и демократии

В воскресенье, 5 февраля, Комитет по защите Конституции и демократии (КЗКД) снова вывел людей на...
5 февраля 2012 в 16:55
13

Репортаж eNews: Коммунисты вывели людей на центральную площадь столицы

Несмотря на морозную погоду и снегопад, массовые акции простеста в Кишинёве продолжаются. На этот...
4 февраля 2012 в 16:14
89

Прямая речь: Юрий Рошка отвечает на вопросы пользователей сайта eNews.md

Сегодня на вопросы пользователей сайта  eNews.md отвечает член Комитета по защите Конституции и демократии...
3 февраля 2012 в 14:56
122

Свежие статьи

Аксиома Толстого

Нетрудно заметить общность мышления русских черносотенцев и румынских легионеров, и ещё проще выделить...
5 февраля 2012 в 22:17
0

Дезинформация как орудие войны или роль прессы при олигархическом режиме. Открытое письмо к «Publika TV»

Уважаемый господин директор Дмитрий Цыра, Уважаемые работники медиа холдинга «Publika», Я решил...
1 февраля 2012 в 18:04
20

Гости из прошлого

Еще в 2010 году молдавскую полицию стали готовить к ситуации, когда надо будет подавлять массовые акции...
1 февраля 2012 в 10:45
5